?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

Написан от руки

ПРОТОКОЛ
Торжест... Соединенного Собр... ДД... ЛЛ... «АСТРЕЯ» и «ЛОТОС»
24 Января 1935.



Собр... открыто в 7 час. 40 мин. веч.
Дост... Мастером Д... Л... «Лотос» бр... Смирновым.
Офицерские места занимают:
Первого Стража – Д... М... Л... «Астрея» бр... Кривошеин
Второго Стража – бр... Свободин, Чл. об. ЛЛ...
Оратора – бр... Сочивко, Л... «Астрея»
Секретаря – бр... Сафонов, Л... «Лотос»
Казначея – бр... Мендельсон, Л... «Лотос»
Дародателя – бр... Захаров, Л... «Астрея»
Эксперта – бр... де Витт ЛЛ...
Обрядоначальника – бр... Рабинович 1-й №
Привратника – бр... Аитов, Н... М... Л... «Лотос»

Присутствуют:
На Востоке – Дост... М... Д... Л... «Северная Звезда» (В... В...) бр... Альперин; Дост... М... Д... Л... «Гермес» бр... Тихомиров и Оратор Л... «Лотос» бр... Глазберг;
Под сенью колонн: Члены Д... Л... «Астрея», бр... бр... Татаринов, Морской, Третьяков, Тиханович, Левинсон, Волконский, Певцов, Лаврецкий, Горленко, Лисин; Члены Д... Л... «Лотос», бр... бр... Тираспольский, Кац, Протасьев, Рабинович 2-й и многочисленные гости.

Извинения получены от Членов Л... «Астрея» НН... ДД... ММ... Кандаурова и Вяземского и бр... бр... Гринберга, Ансельма и Ковалева и Д... М... Л... «Гамаюн» П. Бобринского.

Отсутствуют Члены Л... «Лотос» бр... бр... Слиозберг, Шапиро, Лотейерг, Каплан, Бернштейн, Гордовский, Жданов, Расин, Бурышкин, Лампен и Гольдриг Нидерлиггер и Pietri.
В отпуску Члены Л... «Лотос» бр... Веретенников,
Каган и Рашеев.

* * *
По открытии раб... в 1° и оглашении текущей корреспонденции и извещений о ближайших собр... Русских ЛЛ... слово предоставляется, в порядке дня, Члену Л... «Астрея» бр... В. Е. Татаринову, который занимает плато Оратора и прочитывает доклад на тему «Масонство и Политика». Доклад этот является вторым из серии докладов, намеченных по программе раб..., принятой Ложею «Лотос» на 1935 год, экземпляры коей, равно как тезисы доклада, раздаются всем присутствующим. Во вступительной части Докладчик указал, что запрещение в Конституции Андерсона заниматься в ложах политическими вопросами объясняется исключительно историческими причинами. Создание объединенного в Бел... Л... Франмасонства последовало в эпоху, когда только что окончились в Англии гражданские войны, были еще живы политические [неразб.], и потому, естественно, было стремление найти в мас... ложах мирное прибежище для созерцательных философско-моральных трудов.

Перенесенное во Францию масонство не замедлило отменить этот запрет. Ряд лож был основан именно для политических целей, и большинство французских братств стали увлекаться мелким политиканством и принимали участие в политических скандалах. Причина этому лежала как в темпераменте латинской расы, так и в недостаточном отборе принимаемых в ложи профанов и в отсутствии последовательного мас... воспитания. Англо-Саксонские и Германские Ложи, старавшиеся соблюдать запрет и отметать политику, стали в другую крайность. Они стали или клубами, или благотворительными организациями, а в Америке увлеклись чисто внешнею стороною вплоть до устройства уличных маскарадов. Даже наиболее серьезные из лож, занимаясь отвлеченными философскими и моральными вопросами или историей и символикою мас..., или, наконец, оккультными науками, отошли от жизни и утратили всякое [неразб.] влияние на проф[анский] мир.

Отметив далее, что под понятие «политика» могут быть подведены все стороны человеческой деятельности, Докладчик высказывается за необходимость воздействия масонства на политическую и социальную жизнь мира. Мир переживает ныне моральный кризис. Большинство государств вступило на путь защиты явно национальных интересов, иностранцы преследуются и огранич. в правах [...] с другими странами, во внутренней и во внешней политике применяется насилие, господствует догма, запрещается мыслить и критиковать. Надо что-то противопоставить этому разрушению народов между собою. Это могло бы сделать Христианство, но Царство его не от мира сего. Христианину приходится спускаться в мир, примиряться с его несовершенством. Наоборот, Масонство исходит из несовершенства мира и стремится его исправить и возвысить. Оно не может оставаться пассивным при виде того, как цивилизованный мир идет в пропасть.

К сожалению, надо отметить, что сейчас не Масонство влияет на мир, а само находится под его влиянием. Это надо изменить, и вот почему Масонству нельзя уклониться от политики в ее широком смысле. Какими же путями Масонство должно вести свою политику? Для ответа на этот вопрос бр... Татаринов разбирает два противоположных мировоззрения. Одно – абсолютистское, основанное на вере в абсолютную истину, выше всего ставящее догму, отрицающее свободу мысли и критики. Такое направление может быть общим для самодержавия, фашизма, коммунизма или теократии. На обладание абсолютной истиной претендует или отдельное лицо, или «избранное» меньшинство, в коем после персональным носителем истины является его вождь.

Другое направление, которое Докладчик обозначает именем «релятивизма» [...], считает, что в каждом коллективе, будь то партия или весь народ, неизбежно разнообразие мнений. Даже большинство не может претендовать на знание абсолютной истины. Человеческому познанию доступны только относительные истины, пригодные в данных условиях, и последние сменяются новыми, более совершенными. Те достижения науки и техники, те формы быта, те правительства [...], изжитые несколько лет тому назад, казались идеальными, ныне представляются нам устарелыми и неприемлемыми. Мы не можем выработать таких решений, какие будут пригодны для всех последующих поколений. То, что хорошо в одной стране, не пригодно для другой.

Отсюда, естественно, вытекает равное уважение к мнению каждого и возникает свободное состязание различных направлений. Надо проводить политику насаждения средней равнодействующей. В нашем случае, конечно, меньшинство должно подчиниться решению большинства, но это подчинение не носит того характера [...] как при абсолютном режиме, где оппозиция вообще не допускается. Масонство верит в действенность абсолютной истины – свободу, терпимость, уважение к личности, право на достойное человека существование. Все остальное и методы достижения оно считает относительными и все проверяет с точки зрения своих абсолютных идеалов. Идеал мас... – создание условий, при которых все люди могли бы жить в бр... любви по началам разума, мира и справедливости и могли свободно развивать свои качества и стремления, при ограждении чувства человеческого достоинства [далее неразб.].

* * *
По окончании доклада Председательствующий Дост... Маст... благодарит от имени всех присутствующих бр... Татаринова за его труд и предлагает желающим бр... бр... обменяться мнениями по содержанию доклада.

Слово берут бр... бр... Тихомиров, Репнин и Морской. Продолжение прений переносится на бр... трапезу.

За исчерпанием повестки Председательствующий Дост... Маст... приступает к закр... раб... Колонны обходят Кр... Предложений и Кошель Вдовы; первая возвращается чиста и незапятнана, второй приносит плоский камень весом 40 Kilogr, каковая сумма, согласно желанию Об... М..., обращается на уплату за трапезу менее достаточных бр... бр... Собр... закрыто в 9 час. 15 мин. веч., после чего следует под председательством Дост... Маст... Л... «Астрея» бр... Кривошеина общая бр... Трапеза, за которою в продолжение обмена мнениями по содержанию доклада принимают участие бр... бр... Ораторы обеих ЛЛ...

Сочивко и Глазберг. Докладчик бр... Татаринов произносит ответное слово.
Председ... Дост... Маст... Л... «Лотос» –

Дост... Маст... Л... «Астрея» –

Оратор                           Секретарь

Recent Posts from This Journal

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner