?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у aldusku в Масонские рисунки и виньетки

Умирающий сфинкс. Рис. на стр. 23

Умирающий сфинкс. Рисунок был использован в качестве флерона (титульной виньетки) в издании: Эккартсгаузен, К. Ключ к таинствам натуры. Сочинение г. Эккартсгаузена. Ч. 2. - СПб.: Печатано в тип. Шнора, 1804. Рис. на стр. 23.


В продолжении темы гравюр в книге, сегодня размещаю прекрасную заметку Соколовской Т.О. «Масонские рисунки и виньетки», опубликованную в журнале «Старые годы» в 1909.

Тира Оттовна являлась крупнейшим специалистом по российскому масонству. Автор многочисленных работ и владелица прекрасного тематического собрания. Мы еще вернемся к ее работам, а сейчас — приятного чтения!



Соколовская Т.О. Масонские рисунки и виньетки // «Старые годы» 1909. №1 (январь). Стр. 46–51

Обложка журнала «Старые годы» 1909. №1 (январь)

Настоящая статья публикуется в интернете впервые. Распознание текста и приведение его к нормам современного русского языка, — мои. aldusku.livejournal.com

Масонские рисунки и виньетки

Масонское учение было заключено в символы. Символы, по выражению масонов, это — «язык ока, язык созерцательный, язык души, это — внешний чертеж великих, сокровенных истин».

Масонская символика была очень богата. Каждому символу приписывалось несколько значений, и чем выше поднимался по мистической лестнице самоусовершенствования человек, искавший масонской премудрости, тем символы делались знамением более сложных понятий.

Первоначальные строгие масонские законы повелевали передавать друг другу все масонское учение изустно, символами, и запрещали толковать для посвящаемых эту символику пером, резцом, или кистью. С возникновением письменных обрядников объяснение символов заняло большую их часть; поэтому обрядники доверялись лишь масонам испытанной верности, под клятвою сохранения их в трехзамочном ларце, за «тремя замками и тремя ключами», и раскрытия значения символов лишь достойным братьям, при условии наблюдения строгой постепенности в изъяснении.

В масонском учении сплелись в пестром хороводе: кристально чистые идеи христианства, туманные выкладки кабалы, темные грезы мистики, волшебные мечты магии и красные призраки политики. Символика передавала все столь различные по существу предметы.

При изучении символики русского масонства материалами могут служить как подлинные масонские знаки и чрезвычайно разрозненные масонские обрядники, и другие документы, разбросанные по различным книгохранилищам, так и печатная масонская литература, издававшаяся в России. Эта литература составляет ныне библиографическую редкость вследствие ее запрещения при Екатерине II в 1793 г., когда большая часть конфискованных масонских изданий была сожжена рукою палача, и вторичного запрещения всей масонской литературы в 1821 г. Александром I.

Символы хранят свою тайну. Будто насмехаясь, с задором глядят на нас все эти масонские звезды, кресты, змеи, цепи, орлы, пеликаны, кинжалы, наугольники, циркули. Под стеклом хранятся они в музейных витринах, тщательно, но без всякой внутренней связи, расположенные правильными рядами, прикрепленные крепко-накрепко к полоскам картона. И изогнутое лезвие пламенного масонского кинжала, символа кровавой мести, ярко серебрится среди золотых звезд, символов всепрощения и божества.

Помимо собственно символических знаков, порою художественно изготовленных из позолоченной меди, бронзы, серебра, золота, слоновой кости или перламутра и изукрашенных эмалью, финифтью, самоцветными и драгоценными камнями. Помимо символических передников-запонов из лайки, замши и цветного шелка, символически расшитых шелками, золотом и серебром и украшенных лентами и розеттами, помимо, наконец, чрезплечных и нашейных лент, символы изображались на перстнях и печатях, на табакерках, на виньетах.aldusku.livejournal.com

Знак петербургской ложи Пламенеющей Звезды. Рис. на стр. 56

Знак петербургской ложи Пламенеющей Звезды. Рис. на стр. 56

Знаком петербургской ложи Пламенеющей Звезды, основанной 30 июля 1815 г., была звезда с пламенем на пересечении, изображенная на стр. 56. Это был наиболее распространенный масонский символ, знаменовавший всенаполняющий дух Божества, дух натуры или огонь небесный, Larchhaios. Пять концов звезды означали еще пять ран Иисуса Христа, пламя — неустрашимость в борьбе со злом и тьмою, треугольник — Бога в трех лицах и троичность во всем, в человеке и натуре. Око — единство и согласие, начало и конец всех вещей. Окружающая звезду цепь — мистическую цепь всего видимого и невидимого; она напоминает, что все, существующее в видимом мире, существует в подобии и в невидимом и что все постепенности связаны в круговую непрерывною цепью. Она также указывает на тесное единение масонского братства, в котором каждый масон является одним звеном общей цепи.

Рисунок заимствован из документа ложи Пламенеющей Звезды, находящегося в моем собрании и относящегося к 1817 году.aldusku.livejournal.com

Пятиконечная звезда. Рис. на стр. 39

Пятиконечная звезда. Рис. на стр. 39

Следующий рисунок, помещенный на стр. 39, представляет подобную же пятиконечную звезду, но в несколько ином виде. Присутствие букв и знаков имеет отношение к науке о числах, к кабале, которою увлекалось большинство наших масонов, в особенности розенкрейцеры. Алхимический знак серы знаменует душу, знак Меркурия — дух, знаки соли — тело; знак солнца (кружек с точкою в центре) знаменует дух, разумение, высшую справедливость, золото, масонский орден. Наконец, знак луны — Христа, премудрость, чистую любовь, серебро, истину. Любопытно, что такая именно звезда, с такими же точно знаками помещалась в центре очень сложной, мистической масонской хоругви, где она включена в треугольник, включенный в свой черед в квадрат. Треугольник означал священную Троицу, или троичность во всем существующем, а квадрат, символ натуры, образовывался из «четырех элементов — теплоты, хлада, сухости и влажности»; все же в совокупности изображало сотворение мира.

Двуликий Янус. Рис. на стр. 56

Двуликий Янус. Рис. на стр. 56

Верхний рисунок на стр. 56 представляет двуликого Януса, символизировавшего мудрость и одновременно взиравшего на прошедшее и будущее. Кроме того, по масонскому толкованию, это было изображение того древнего латинского царя Януса, который научил своих подданных земледелию, законам и богослужению и в правление которого в Лациуме царил златой век.

Сфинкс. Рис. на стр. 38

Сфинкс. Рис. на стр. 38

Рисунок на стр. 38 представляет сфинкса, символ тайны, молчания, бесстрашия, знания и воли, а также символ посвящения в тайные науки.

Последние три виньетки (на стр. 38, 39 и 56) заимствованы из очень редкой, сожженной по распоряжению правительства, книжки под заглавием «Карманная книжка для вольных каменщиков и для тех, которые и не принадлежат к числу оных», изд. 2-е, в Москве, в университетской типографии у Новикова, 1783 г. В первом издании книга имела заглавие: Записная книжка для друзей человечества; вышла в Петербурге в 1779 г. По показанию Новикова, перевод этой книги сделан майором Оболдуевым, а по другим сведениям — Елагиным.

Шестиконечная звезда. Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 15

Шестиконечная звезда. Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 15

Рисунок на стр. 15 представляет шестиконечную звезду, столь же распространенную в масонской символике, как и пятиконечная. Однако данный рисунок, снабженный цифрами и буквами, является редким вариантом. Обыкновенно в центре помещалась буква G, символизировавшая Бога, Голгофу, знание, геометрию, и пр. Здесь же в середине поставлено священное масонское число 3, знаменовавшее тоже Бога. Числа по вершинам доказывают, что звезде придавалось кабалистическое толкование. Буквы А и К знаменуют Адам Кадмон, что значит, по масонскому толкованию, первосотворенного мирового человека, который, не соединяясь еще с материею, заключал в себе лишь одни духовные свойства. Звезда состоит из двух пересекающихся треугольников, причем треугольник с вершиною вверх изображает человека до грехопадения, а с вершиною вниз — человека после грехопадения. Шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения, время и меру дел Божиих. Вся звезда знаменовала равновесие сил в природе. Это так называемая печать Соломона или щит Давида.

Книга, из которой заимствован этот рисунок, также составляет библиографическую редкость, как сожженная по распоряжению правительства. Заглавие ее — «Братские увещания к некоторым братиям свободным каменщикам, писаны братом Седагом, в Москве, в вольной типографии у И. Лопухина, с указного дозволения, 1784». Автор книги — доктор Эли, известный масон, руководитель другого, не менее известного, масона И. П. Елагина. Книга была издана первоначально в Петербурге, на немецком языке, а русский перевод с нее сделан майором Оболдуевым.aldusku.livejournal.com

Натура [Творец миров]. Рис. на стр. 24

Натура [Творец миров]. Рис. на стр. 24

Рисунок на стр. 24 представляет натуру. По масонскому объяснению этот рисунок найден в Эфиопи в 1556 г. с надписью LIKA ZAREPTOLAM, что значит Творец миров. Голова старца, это — сам Творец; окружающие три языка пламени — символ совершенства; две руки — символ творения; земля и солнце связаны цепью; тело с распростертыми руками — символ гармонии всего в мире. Тело покоится на семи мистических книгах за семью мистическими печатями.

На стр. 23 изображен умирающий сфинкс; дерево здесь — символ человека; корень его — дух, ствол — свойства души, ветви — способности, листья — слова, цветы — воля, плод — добродетели. С одной стороны — иссохшее дерево, знаменующее зло, с другой — зеленеющее, знаменующее добро. Под надписью «Знание добра и зла» разумелись познания в тайных науках. Лента с двумя ключами символизировала способность познавать всевозможные тайны человеческого сердца и хранить о них молчание. Под названием «Умирающего Сфинкса» в Петербурге, в начале XIX века, существовала ложа под управлением А. Ф. Лабзина.

Семисвечник. Рис. на стр. 30

Семисвечник. Рис. на стр. 30

Семисвечник (стр. 30) изображал священное масонское число семь, состоящее из трех (начала духовного) и четырех (начала телесного). Семь есть символ человеческой жизни, символ рождения и бытия, времени. По масонским понятиям, семь ступеней вели к притвору храма премудрости; для вступления в храм истины нужно было научиться семи наукам, отвергнуть семь пороков, приобрести семь даров премудрости. На семь частей масоны разделяли человеческое тело, внутренние и внешние его органы. Цветущие деревья на рисунке означали необходимость всегда носить в своем сердце закон Божий в цветущем состоянии. Два херувима по бокам как бы охраняли кивот с законом.

Ангел. Рис. на стр. 35

Ангел. Рис. на стр. 35

На стр. 35 мы видим ангела, держащего в распростертых руках треугольник и треугольник в круге. Треугольник — символ божества; это опять-таки священное число три; треугольник в круге — Бог в природе, в творении. Масштаб под ногами ангела показывает, что все часы дня и ночи должны быть посвящены служению истине; кубический камень, на котором масоны как бы обязывались точить свои орудия, есть образ постоянства и бдительности.

Свернувшаяся кольцом змея с черепом. Рис. на стр. 51

Свернувшаяся кольцом змея с черепом. Рис. на стр. 51

Свернувшаяся кольцом змея (стр. 51) с черепом и прямоугольником в середине означает состояние человека после грехопадения.

Последние пять виньеток (на стр. 23, 24, 30, 35 и 51) взяты из русского перевода сочинения Эккартсгаузена «Ключ к таинствам натуры», в 4-х частях, изд. 2-ое, в Петербурге, печатано в Морской типографии 1821 г. Эккартсгаузен — один из мистиков, наиболее почитавшийся русскими масонами; поименованное сочинение переведено также мистиком, издателем «Сионского Вестника», масоном А. Ф. Лабзиным. Рисунок № 6 заимствован был Лабзиным с немецкого подлинника; вообще же к русскому изданию были приложены гравюры русских граверов Ухтомского, Галактионова и Сандерса. «Ключ к таинствам натуры» тоже редкое издание, как запрещенное.

Богиня Изида. Из книги «Путешествие молодого Костиса от востока к полудню», СПб 1801. Рис. на стр. 29

Богиня Изида. Рис. на стр. 29

Рисунок на стр. 29 изображает богиню Изиду, как символ природы и масонского ордена. Масштабом проверяется, соответствуют ли человеческие действия законам вечных истин. Подпись «закон, средства, цель», по масонскому объяснению, значит: «равное ко всем почитание должно руководствовать ум ваш, как закон; равная любовь должна руководствовать сердце ваше, как средство; равная польза для всех должна руководствовать действия ваши, как цель». Рисунок заимствован из редкой масонской книги «Путешествие молодого Костиса от востока к полудню», печатано в Петербурге, в 1801 г., заимствовано и переведено из Эккартсгаузена.

Виньетка из книги «Письма к другу и завещание сыну об ордене свободных каменщиков», Петербург, 1816. Рис. на стр. 3

Виньетка из книги «Письма к другу и завещание сыну об ордене свободных каменщиков», Петербург, 1816. Рис. на стр. 3

На стр. 3 в виде солнца представлены масонство и справедливость, а в виде трех животных: кабана, осла и обезьяны — звериное царство или «царство тьмы и телесной природы». Это, — как выражались масоны, скоточеловеки, ведущие от создания мира брань с началом добра и света. Заимствован рисунок из запрещенной книги «Письма к другу и завещание сыну об ордене свободных каменщиков», Петербург, 1816 г.; перевод сделан Лабзиным с французского языка.

Рис. на стр. 55

Рис. на стр. 55

Небольшая, незначащая на первый взгляд виньетка на стр. 55 включает в себе масонские символы. Масонские законы повелевали: «добродетель да будет шлемом твоим, благоразумие — панцирем, а светлостью его — кротость, мудрость — щитом твоим, воля — копьем, низлагающим врагов твоих, мечом пламенным — неутомимая деятельность». Эти воинские доспехи включены в виньетку.

Сфинкс. Рис. на стр. 54

Сфинкс. Рис. на стр. 54

Рисунок на стр. 54 изображает сфинкса. Последние два рисунка заимствованы из книги: «Влияние истинного свободного каменщичества во всеобщее благо государств», сочинения Карла фон Плюменека, перевод с 2-го немецкого издания, печатано в 1816 г., в Москве, в Университетской типографии.

Виньетка ложи Белого Орла. Рис. на стр. 7

Виньетка ложи Белого Орла. Рис. на стр. 7

Рисунок на стр. 7 — виньетка ложи Белого Орла. Орел — символ духовных стремлений и царственности каменщического искусства; циркуль — символ совести; наугольник — закона. Ложа Белого Орла была основана в Петербурге в 1817 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.

Виньетка ложи Палестины. Рис. на стр. 46

Виньетка ложи Палестины. Рис. на стр. 46

На стр. 46 — виньетка ложи Палестины. Здесь — два распростертых херувимских крыла, циркуль, масштаб, меч, как символ Божьего правосудия и борьбы за идею, и слова: Salut, Force, Union т. е. здравие, сила, единство. На мече слова: за Бога, Царя и братство. Ложа Палестины была основана в 1809 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.

Печать ложи Астреи. Рис. на стр. 36

Печать ложи Астреи. Рис. на стр. 36

Виньетка на стр. 36 — печать ложи Астреи. Изображена богиня правосудия Астрея, которая, по масонскому убеждению, в особенности покровительствовала масонам. В руках у нее циркуль, знак совести, и наугольник, знак закономерности. Ложа Астреи была великою, управляющею ложею; она была основана в 1815 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1819 года.

Печать ложи Петра к Истине. Рис. на стр. 45

Печать ложи Петра к Истине. Рис. на стр. 45

Рисунок на стр. 45 — печать ложи Петра к Истине. Здесь представлена прекрасная богиня премудрости, глядящаяся в пламенное зеркало истины; в левой ее руке — циркуль, проводящий круг вечности, с правой ее стороны — сфинкс, как знак того, что масонство есть путь к истине. Основана ложа была в 1810 г. Рисунок снят с документа из моего собрания, 1821 года.

Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 41

Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 41

Рисунки на стр. 41 и 52 заимствованы из упомянутой выше масонской книжки «Братские увещания», рисунок же на стр. 42 встречается в виде книжного знака на изданиях масона Н. И. Новикова.

Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 52

Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 52

Перечисленные мною выше рисунки и виньетки представляют собою в различных сочетаниях простейшие общемасонские символы. При учреждении русских лож от иностранных русские масоны получали и образцы символических знаков, чему примером может служить великолепная книга, присланная из Англии при учреждении в России в 1772 г. Великой провинциальной ложи и наполненная различными масонскими рисунками. Первоначально символические знаки и печати, вероятно, изготовлялись за границей. Так, сохранились счета об уплате денег за знаки, поставленные из Берлина. Впоследствии же знаки приготовлялись в России, где гравировались и металлические доски для отпечатания виньеток и печатей: подобные доски, хотя и в очень ограниченном числе, сохраняются в наших музеях.

Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 42

Из книги «Братские увещания…» 1784. Рис. на стр. 42

Тира Соколовская.

Источник: Соколовская Т.О. Масонские рисунки и виньетки // «Старые годы» 1909. №1 (январь). Стр. 46–51



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Recent Posts from This Journal

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner