?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чего только не говорят и не пишут о масонах. И дабы прояснить хотя бы некоторые из вопросов, связанных с этим древним братством, мы и публикуем эту беседу. Декабристы, Андреас Брейвик, скандально известная итальянская ложа «P-2», Лео Таксиль и другие конспирологи — и много чего еще в интервью Романа Богословского с Братом Евгением Щукиным, великим мастером масонов устава Мемфиса-Мицраима. А всех интересующихся хочу оповестить: в сети можно купить или прочитать бесплатно две книги авторства Евгения Щукина — «Коса и камень» и «Масоны ответят». Это ликбез, ответы на вопросы для желающих узнать, что такое масонство. А также ему можно задать вопросы на ресурсе https://ask.fm/Mefuselah.


Масонская печать в виде звезды Давида (Фото: Вадим Жернов/ТАСС)

— Давайте для начала проясним ситуацию. Масонство — очень неоднородно вопреки расхожим мнениям. Действуют множество уставов, подчас находящихся во взаимной философской конфронтации. Какие сегодня уставы «вольных каменщиков» действуют в России, в чем их особенности и отличия?

— Устав — это совокупность ритуалов, облачений и философских наставлений. При образовании новой ложи она выбирает, по какому уставу будет работать. Территориально отдельные ложи объединяются в национальную юрисдикцию, великую ложу или великий восток. Внутри одной юрисдикции могут использоваться разные уставы, а в разных юрисдикциях — один и тот же устав. Поэтому взаимоотношения между масонскими организациями — это взаимоотношения между юрисдикциями, а не между уставами. Далее я подробнее остановлюсь на том, что мировоззренческих различий между масонами нет, но есть организационные споры.

В современной России существуют восемь масонских юрисдикций, которые иногда дружат между собой, иногда враждуют или стараются друг друга не замечать. По порядку возникновения — это две ложи Великого востока Франции, одна ложа Великой Ложи Франции, Великая ложа России, Объединенная великая ложа России, Великий восток народов России, Великая символическая ложа России Устава Мемфиса-Мицраима, одна ложа Международного масонского смешанного ордена «Право человека» и группа посвященных Великой женской ложи Франции. Они работают по Древнему и принятому Шотландскому уставу, Французскому уставу в нескольких вариантах, английской системе Эмулейшен, Уставу Мемфиса-Мицраима, Исправленному Шотландскому уставу, Французскому философскому уставу. Все юрисдикции (их также называют послушаниями), кроме Великой ложи России, в общем дружат между собой и посещают собрания друг друга.

— Лет 20 назад в российском масонстве произошел раскол. Великая ложа России распалась на, собственно, великую ложу России и объединенную великую ложу России. В чем был корень конфликта, есть ли тенденции к воссоединению и какая из российских лож имеет международное признание? Отдельная тема — так называемое «либеральное» масонство. В чем его отличия от традиционного? Представлено ли оно в России в настоящее время?

— В действительности история современного российского масонства несколько более бурная. В 1991—1995 годах в стране образовались три организации иностранного подчинения: ложи Великого востока Франции, Великой ложи Франции и Великой национальной ложи Франции. На основе последних в 1995 году была создана Великая ложа России. В 2001 году от нее откололась половина, ставшая Русской великой регулярной ложей. В 2007 году от ВЛР снова откололась половина, которая объединилась с РВРЛ и стала поэтому Объединенной великой ложей России. Те, кто не захотел объединяться, сформировали первую в России смешанную ложу Великой символической ложи Франции Устава Мемфиса-Мицраима. В 2011 году заявил о себе Великий восток народов России. В 2012 году открыл свою ложу в Москве Международный масонский смешанный орден «Право человека». Все они имеют международное признание в рамках своих союзов и договоры о дружбе между собой.

Масонство устроено сложно: в мире есть несколько союзов, которые не всегда признают друг друга. В России представлены все три: так называемый регулярный союз (в России это ВЛР), традиционный союз (ВЛФ, ОВЛР) и либеральные организации (Устав Мемфиса-Мицраима, ВВНР, Право человека, ВВФ, Камея). Никакой разницы нет между масонскими организациями в том, что касается ритуалов, наставлений, символов или облачений. Все они совершенно одинаковы по своей идеологии и философии, а также, в основном, по контингенту, состоящему в ложах.

Разделение масонства на разные союзы — продукт, в основном, личных амбиций разных исторических личностей, основателей масонских организаций в прошлые века. Хотя есть и ключевые вопросы понимания сущности масонского братства, по которым принципиально невозможно единение: в одни ложи принимают женщин, в другие не принимают, в одни ложи открыт вход исповедующим любую веру, включая агностицизм и атеизм, в других ложах им вход запрещен, в одних ложах считают нормальным участие масонов в политике или обсуждение преимуществ той или иной религии, в других это строго запрещено. Нет таких масонских законов, которые принимались бы всеми масонами без исключения, отсюда и разногласия.

— О женском масонстве. Оно имеет международное признание или действует самостоятельно?

— Женская группа работает в стране с 2007 г., развивается, численно растет, и вскоре, вероятно, официально станет российской ложей Великой женской ложи Франции, но пока они проводят свои собрания в Москве и Петербурге под руководством приезжающих раз в несколько месяцев французских сестер. ВЖЛФ состоит в отношениях дружбы с рядом либеральных европейских масонских организаций, а российские сестры, кроме своих собраний, посещают на равных также собрания российских смешанных лож других послушаний. В смешанных ложах мужчины и женщины состоят вместе и наравне.

— Масонство и политика. В «Конституциях Андерсена», а именно они являются кодексом и сводом правил для масонов, четко сказано, что вольный каменщик не должен вмешиваться в политику. И, если можно, проясните возможное участие Владимира Ленина в работах Великого Востока Народов России, расскажите, где состояли декабристы, опять же — итальянская ложа «Propaganda-2»…

— С моей точки зрения, и точки зрения моего послушания — да, это прямое нарушение запрета. Мы сторонимся любого вовлечения в политику, хотя и предъявляем к кандидатам на вступление к нам требование не принимать участия в каких-либо экстремистских, террористических, нацистских и любых других политических организациях с целями, противоположными целям масонства. Во всем прочем личные политические воззрения кандидатов никак не обсуждаются и не регламентируются. А вот американские масоны, например, считают хорошей рекламой братству участие масонов в политике своей страны. Во многих ложах мира во время застолья после собрания первый тост пьют за свою страну и ее верховную светскую власть. Я же говорю, все очень по-разному в разных послушаниях. Но Ленин не состоял не только в Великом востоке народов России (это я вообще слышу впервые: всё время его существования Ленин прожил в Швейцарии), но и в Великом востоке Франции, о чем пишут несколько непрофессиональных авторов. Как и Троцкий, Ленин выступал приглашенным лектором в разных странах на публичных мероприятиях, организуемых Великим востоком Франции. Но это не делает ни Троцкого, ни Ленина масонами.

Декабристы не были масонами: наоборот, все они покинули свои ложи к 1820 году именно потому, что там у них не было возможности заниматься заговорщической деятельностью, и создали свои собственные политические тайные общества по образцу масонских лож. В связях итальянских масонов с мафией я не вижу политики, но согласен, что хотя бы знаменитая история ложи «П-2» показывает, что клановые сети в Италии очень тесно переплетаются между собой — и масонские, и мафиозные, и политические, и военные, и религиозные.

— Для того, чтобы посвятиться в масоны, необходимо пройти длительное и глубокое собеседование, да еще иметь рекомендации от трех членов ложи. Печально известный убийца Андреас Брейвик был членом норвежской ложи «Святой Олаф». Просмотрели?

— Точнее, «Святой Олаф к трем колоннам», это важная часть названия. Современный человек учится проходить собеседования с детства. Так у советских школьников лет с семи от зубов отлетали правильные слова о строительстве коммунизма. А любого современного молодого человека ночью разбуди и спроси, почему именно его нужно принять на работу, — и он оттараторит 20-минутную самопрезентацию со слайдами. Человеческий фактор никто не отменял. Масоны — не боги, а люди, и они тоже могут проморгать явного психопата и не потрудиться проверить его биографию окольными путями. Тем более, судя по выступлениям Брейвика в суде, его действительно легко спутать с просто замкнутым стеснительным клерком. Не будешь же специально принимать в свою ложу психиатра или клинического психолога, чтобы он проводил отдельные собеседования с кандидатами. Хотя, бывало, применялось и это.

— Масонский бог — Великий Архитектор Вселенной. Но когда кандидат проходит «опрос под повязкой», он обязан декларировать веру в Единого Бога. Это одно и то же? Или все же наличествует некая подмена живого Бога странным Великим Архитектором Вселенной?

— Великий Архитектор Вселенной — это не отдельный «масонский бог», а конвенциональный термин, позволяющий братьям всех религиозных конфессий молиться вместе, без споров, как именно называть единого Бога своей религии. Масонство основано на строительной символике, поэтому Бог в нем и именуется Великим Архитектором. Для христианина Великий Архитектор — это триединый Бог, для мусульманина — Аллах, для родновера — Род и так далее.

— Православная церковь (и особенно околоцерковные миряне, начитавшиеся конспирологичской литературы) имеет ярко выраженное негативное отношение к масонам. В чем корень проблемы? По каким границам проходит недопонимание?

— Я бы не стал обобщать. Вообще, только папский престол высказывался против масонства от имени всей своей конфессии, ну и еще несколько протестантских деноминаций в разное время. Но у последних не бывает централизованной власти, и это были мнения отдельных общин. В Англии регулярно возникают трения между церковным руководством и масонами, но они всегда решаются путем разговоров, переговоров…

В православных же странах действительно часто высказываются против масонства отдельные священники и активные миряне, но это лишь их частное мнение. Я полагаю, что церкви действительно теоретически могут иметь претензии к масонству, потому что они просто онтологически так устроены, и если он идет обсуждать вопросы духовного самосовершенствования в другое место, — это повод для ревности любого церковника. Но при этом священников разных конфессий в масонстве много: и в мире, и пропорционально — в России.

— Известный мистификатор и «разоблачитель» Лео Таксиль, по сути, является отцом-основателем конспирологии. На заседании Парижского географического общества в 1897 году (статья, вышедшая по итогам заседания, называлась «Разоблачение Палладизма. Миссис Диана Воган и дьявол среди франкмасонов») он фактически признался, что все, что он говорил и писал о масонстве, есть клевета и выдумка. Скажите, именно Таксилю мы обязаны тем, что масонов и сейчас считают сатанистами? Или все же есть нечто, в чем масоны сами себя скомпрометировали?

— Нет, дело не в Таксиле. Антимасонские выступления четко различаются до Французской революции и после. До нее тоже находились противники масонства, публиковавшие разоблачительные памфлеты, но там масоны представали лишь надутыми самозванцами, пьяницами и тщеславными пустобрехами. А коварными тайными правителями мира и устроителями революций их сделали эмигранты-роялисты, бежавшие из Франции в 1789—1792 гг., в частности, аббат Баррюэль и доктор Робисон, авторы первых по-настоящему конспирологических сочинений про всемирный заговор. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Масоны были и остаются виноваты в глазах конспирологов одним лишь тем, что собираются за закрытыми дверями и не пускают в свои ложи каждого встречного. Поэтому их всегда будут подозревать в таинственном злом умысле. Как и банкиров, религиозных евреев, цыган, политиков, спецслужбистов, гомосексуалистов, любые национальные диаспоры и другие обособленные социальные группы. До самого последнего времени еще было очень важно обвинение, что они пускают к себе представителей всех религиозных вер, это было во многих странах преступлением. Остальное — преимущественно фантазия самих авторов антимасонских сочинений, их изощренные социальные страхи, вытесненные в образ зловещего масона.

По моим личным убеждениям, точно так же религиозные люди придумали себе образ дьявола. Конечно, Таксиль как человек с бездонной фантазией и отличным литературным даром, внес огромный вклад в антимасонскую конспирологию. Но это направление литературы оказалось тупиковым: до сего дня конспирологи не смогли придумать почти ничего нового и сейчас тоже бесконечно цитируют, и пересказывают Баррюэля, Робисона и Таксиля.

— Вопрос о 33-х степенях посвящения. Среди не масонов распространено убеждение, что все 33 градуса посвящения представляют собой пирамиду. Но это ведь не так? 1, 2, 3 градусы, можно сказать, идут «вверх». А все остальные — это лишь надстройка над базисом. И находятся они на одном уровне — по горизонтали, а не по вертикали, насколько мне известно. Поясните?

— Здесь вы совершенно правы. Действительно, масонство состоит из трех степеней — Ученик, Подмастерье, Мастер, и на этом его посвятительный цикл заканчивается, каждую из степеней можно изучать бесконечно, они наполнены символами и идеями, которых хватит на целую жизнь. И около трети масонов действительно считают, что им этого вполне достаточно. В конце концов, великим мастером послушания целой страны может стать любой носитель степени Мастера, без дополнительных степеней. Все дополнительные степени (иногда их называют «высшими», но в основном, так делают не масоны) были созданы позднее первых трех, и причин этому было несколько.

Ложи в старину были очень большими, и люди перегруппировывались внутри них в более мелкие группы по узким интересам для отдельных собраний в другие дни, потому что только так можно подробно обсудить все интересующие темы. Кого-то интересовала алхимия — и из его сторонников со временем образовывалась новая алхимическая степень. Кто-то больше тяготел к новозаветной морали и собирал в свой внутримасонский орден тех, кто хотел углубиться в эту тему. И, в конце концов, к середине XVIII века таких отдельных степеней образовалось несколько тысяч, и отдельные люди стали собирать из них последовательности — уставы.

До наших дней дожили далеко не все старинные уставы, но их много и в наши дни. В Древнем и принятом Шотландском уставе действительно 33 степени, во Французском новом и Французском восстановленном — 7, а Исправленном Шотландском — 8, в Шведском — 11, в Йоркском — 14, в разных уставах Египетского масонства — 70, 90, 95, 97 или 99 степеней и т. д. Любой Мастер (3 степень) может подать прошение в любой устав и получить посвящение в его степени, если захочет этого, и в столько уставов, в сколько захочет. Главное, чтобы это не превращалось в погоню за красивыми званиями или «инициатическую наркоманию», когда человек снова и снова испытывает потребность в прохождении посвятительного ритуала. А в общем, каждая степень каждого устава — это все равно что новая прочитанная книга, все на разные темы, но вместе формируют мировоззрение и личность человека. Но чтобы прочесть эти книги, он должен учиться, а этим занимаются в первых трех степенях.

— Чем конкретно занимаются масоны в России сегодня? Какую пользу они приносят стране и обществу?

— Здесь вопрос тоже должен ставиться немного иначе. Любое общество создается своими членами для своих членов, чтобы им было лучше жить, чем без этого общества. И если оно выполняет эту функцию, больше ничего и не нужно, в принципе. Кому какое дело за пределами этого общества, чем оно занимается? Масонство существует для масонов и совершенно не обязано чем-то быть «полезным» окружающему миру. По своей идеологии, по своей доброй воле, оно активно занимается благотворительностью и просвещением, масоны немало вкладывают денег и труда в общественные благотворительные программы, в здравоохранение, образование, социальную защиту, устраивают выставки, издают книги и журналы, финансируют и сами ведут лекции и семинары, научные конференции. Но это именно их добрая воля, потому что главная их работа предназначена для внутреннего круга братьев и сестер.

Лично я, по своим частным убеждениям, вообще очень далек от понимания, почему я что-то должен государству, которому и так плачу сто грабительских налогов, ничего не получая взамен. Хватит с него. Масонству вполне достаточно приносить пользу своим братьям и сестрам, по возможности — еще и нуждающимся во внешнем мире, но уж никак не «стране и обществу».

В ряде стран некоторые масонские организации провозглашают себя государственническими и патриотическими, это точно. Но в годы Первой мировой войны это привело, например, к упадку масонства, потому что национальные масонские организации выбрали патриотизм и стали воевать друг против друга, а масонство устроено очень просто и умирает, когда начинают уничтожать в нем ту или иную коренную особенность, лежащую в его основе. Вот и без всемирного братства вне границ оно тоже вырождается. Самыми активными патриотами были члены немецких масонских лож при Гитлере. К осени 1934 г. они уже выгнали из своих рядов всех евреев, переписали ритуалы, чтобы там не упоминались Ветхий Завет и евреи, провозгласили расовые законы, разорвали связи с иностранными масонами, переименовались в «христианские рыцарские ордена», участвовали во всех патриотических мероприятиях, постоянно просили об аудиенции Геринга и Гитлера… Осенью 1934 году их закрыли все, и членов отправили в концлагеря. Масонство лояльно законным властям своей страны и не принимает к себе нарушителей светских законов. Этого вполне достаточно.

— Так называемая «масонская тайна» до сих пор существует?

— В наше время глобализации, полной мгновенной доступности любой информации, понятие масонской тайны слегка видоизменилось. Сложно в наше время надеяться на то, что масонские ритуалы и символические наставления, пароли и опознавательные знаки будут закрыты от непосвященных. В сущности, их стали публиковать для всеобщего обозрения очень рано, еще в 1720-е годы. А сейчас они доступны любому в интернете. Да и сами современные масоны не стремятся обычно делать секрет из своего членства в ложах, они этим наоборот — гордятся. Но до сих пор строго соблюдается правило, гласящее, что масон не имеет права разглашать имена других масонов без их согласия, хотя может рассказывать о себе и о тех масонах, которые уже умерли.

— Русское масонство выработало какое-то отношение к украинскому кризису? А может, как-то участвует в нем? Поддерживаете ли связи с украинскими братьями?

— Я уже говорил, что, к сожалению, масонство больше впитывает из окружающего мира, чем делится с ним своими духовными сокровищами, особенно в области политики. Так, во время любого международного конфликта масоны более склонны становиться на сторону патриотов, чем отстаивать наднациональное братство. У Великой ложи России были братские отношения с Великой ложей Украины. В Объединенную великую ложу России входили две ложи на территории Украины. После начала конфронтации Великая ложа Украины радикализировалась в сторону патриотизма, а Великая ложа России с 2007 года неизменно публично поддерживает любой поворот российского правительственного курса, так что отношения между ними закончились.

Украинские ложи ОВЛР состояли преимущественно из русскоязычного населения востока страны, но после начала конфликта их члены перестали выходить на связь, вероятно, им стало не до того, а ОВЛР до них оказалось мало дела. Руководство Великого востока народов России также сделало ряд заявлений в поддержку российского политического курса. Остальные послушания России не проявляли какого-либо интереса к развитию событий и не имели контактов с украинскими братьями или сестрами.

— Масонство часто путают с другими орденами и братствами. Иногда говорят так: «масонский орден «Иллюминаты». Или «масонская организация «Рыцари Розы и Креста». Отчего это происходит, и есть ли четкая градация между перечисленными и масонством?

— Причина проста: все современные эзотерические организации так или иначе, в то или иное время были созданы масонами по масонским ритуалам, как масонские степени или побочные ордена, и только потом отделились от масонства, становясь независимыми и начиная принимать к себе и масонов и не масонов. Нельзя сейчас найти ни единой оккультной организации, в создании которой не участвовали бы масоны или не использовались бы масонские ритуалы или наставления. Таковы все современные организации розенкрейцеров, тамплиеров, мартинистов, виккан, телемитов, духовных преемников «Золотой Зари» и т. д. Без отдельного посвящения масон не может посещать их собрания, а их члены — собрания масонских лож. Но если и были, когда-то эзотерические группы, никак не связанные с масонством, то мне про них не известно. Отсюда и путаница.

Кроме того, масоны довольно часто бывают одновременно и членами других эзотерических групп. Так, например, я сам и масон, и розенкрейцер, и мартинист, и член еще двух закрытых орденов, — и все это отдельные части моей жизни, пусть я и наблюдаю определенное сходство в ритуалах и учениях разных организаций. Административно все они самостоятельны: у них разная история, разное руководство, разные ритуалы и сферы деятельности. Но суть обучения в них едина — это множество путей, открытых в разное время разными людьми к духовному свету, познанию человеком Бога, Природы и самого себя, и каким из них ни решит следовать человек, результат в идеале будет им достигнут рано или поздно.

Кто-то считает, что быстрее и с большей гарантией этот свет можно найти, следуя несколькими путями одновременно. Другие, напротив, полагают, что за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь, а поэтому нужно всю жизнь идти одной дорогой. Но этим и прекрасно многообразие духовного поиска тех немногих людей, кому он все еще нужен в современном мире.

http://svpressa.ru/post/article/144747/

Recent Posts from This Journal

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner