?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как писать зодческие

Зодческая работа Льва Волкова (Lupusleo), 9 июня 6014 г.


Как писать зодческие

Давно хотел написать зодческую про то, как писать зодческие. Всё, о чем пойдет речь далее, ни в коем случае не является неким универсальным рецептом для написания масонских зодческих вообще любым масоном любой Ложи. Я лишь, как обычно, поделюсь здесь своим личным масонским опытом и запишу то, что хотел бы прочесть сам в то время, когда был учеником вольным каменщиком. К сожалению, подобных готовых рекомендаций мне тогда было нигде не найти, поэтому сейчас я пишу их как бы для самого себя, только находящегося в прошлом, а прошлое, как известно, всегда находится при каждом из нас и способно обернуться то нашим настоящим, то будущим, то явью, то сном.

Зодческая работа занимает в жизни масона исключительное место. Можно сказать, что это не просто выполненное им задание (внешнее или внутреннее), но обязательно реальное, предъявленное в нашем земном мире удостоверение подлинной принадлежности ко всемирному Братству. Именно по итогам обсуждения представленных братом зодческих работ принимается решение о посвящении его в следующий градус. Моя практика показывает, что наиболее часто зодческие работы представляют в Ложе ученики и подмастерья. Отчасти это вызвано обязательными требованиями к их активности в Ложе, отчасти - понятным и закономерным пылом неофитства, отчасти - внутренним знанием мастера, когда и что именно должно быть им сделано и сказано.

Став мастером, мало какой масон продолжает часто писать зодческие, а если и делает это, то лишь по особо важным случаям, когда, что называется, уже нет никаких сил молчать и когда, наоборот, есть насущная необходимость высказаться именно ему по конкретному вопросу (это следствие добровольно взятой на себя ответственности, и такое ощущение ни с чем другим не спутаешь). В качестве такого примера, могу привести блестящую зодческую работу моего друга и брата мастера Е. (секретаря Ложи Астрея №3 в 2010-2012 гг.), написанную им во время крайне сложного периода - выхода Достопочтенной Ложи "Астрея" №3 из ОВЛР в мае-июне 2012 года. До настоящего времени это его "последняя" известная мне масонская работа.

Зодческая - это всегда ответ на заданный вопрос. Нет вопроса - не нужно и ни на что отвечать. Нет задания - нет нужды и в его выполнении. Задание и вопрос всегда должны ставиться кем-то другим и восприниматься как таковые изнутри тем, к кому они обращены. Вопрос и ответ в данном случае предстают в качестве двух половинок символа, который в своей восстановленной целостности, одинаково значим как для спрашивающего, так и для отвечающего.

На первоначальном уровне понимания - это можно описать как задания мастеров-офицеров Ложи ученикам и подмастерьям. Так, второй смотритель, как воплощение колонны Красоты, работает с учениками, первый смотритель, как воплощение колонны Силы, - с подмастерьями, досточтимый мастер, как воплощение колонны Мудрости, - с мастерами. Однако более сложное понимание масонства позволяет говорить о Вышней Ложе, с которой может общаться каждый брат, достигший определенного уровня мастерства, и которая формулирует для него специальные задания, которые он может получать в снах или наяву, через земных проводников высшей воли. На самом деле все мастера Ложи и являются такими проводниками, но это мало принимать на веру - это нужно ощущать как знание личного опыта.

Известно, что зодческие в масонстве могут быть представлены в самых разных видах (в виде музыкального произведения, нового табеля или сайта Ложи и т.п.), но чаще всего это небольшие философские или художественные тексты, которые зачитываются и обсуждаются в Храме во время ритуальных работ, - о них, главным образом, я и веду разговор.

Существенно важно, что зодческие зачитываются в Храме не до и не после, а только во время работ, то есть их чтение и обсуждение сами по себе являются органичной частью ритуала, которая дополнительно скрепляет союз братьев, обогащая масонов качественно новыми мыслями и энергией. Это разительно отличает масонство от той же христианской церкви, где право говорить имеет только священник и его немногие помощники. Паства же лишь молчит и внимает происходящему, подобно ученикам, изредка повторяя неизменные слова ритуала-молитвы и изливая свою душу собственными словами лишь на исповеди, которая, впрочем, выведена за рамки непосредственного богослужения. В масонской Ложе брат, который представляет свою зодческую, не будет в ней повторять механически верные чужие слова, как это делает какой-нибудь пономарь; а остальные братья не будут лишь пассивно наблюдать за его чтением, - но все вместе они постараются сделать так, чтобы утраченное слово ожило и зажглось в их устах, осветив светом их душ Храм и сознание всех участвующих в работах братьев. Создание зодческой можно уподобить возведению и укреплению Храма, где каждый обтачивает только свой камень, но все при этом строят вместе и сообща, принимая и оценивая работу каждого строителя.

Написание и чтение зодческих - это важный элемент личного масонского обучения, поскольку зодческие отражают этапы духовного становления брата, по ним легко проследить его способность усваивать масонские секреты. И хотя всегда есть искушение подменить назначение зодческой внешними или иными мотивами, будь то историческое исследование, проба писательского пера, стремление блеснуть юмором и поднять настроение братьям, наэлектризовать аудиторию, продемонстрировать свою эрудицию, поделиться своим впечатлением от прочитанного и увиденного, представить вниманию почтенного собрания свои оккультные опыты, поразить тонкостью наблюдений или размышлений, чтобы снискать похвалу и комплименты, зарядиться чужими эмоциями и т.д., - подлинные задачи зодческой следующие: явить свои масонские качества, зафиксировать свой нынешний духовный уровень, еще раз сверить свое понимание масонства с пониманием остальных братьев Ложи, максимально честно, смело и глубоко ответить на поставленный вопрос. Последняя задача самая главная.

По своей форме зодческая может напоминать все, что угодно, но важен только ее дух, который, разумеется, выражается во всем: в форме "шедевра", его языке, тональности, гармоничности. Без особого масонского духа и настроя, выполненная работа может быть как основательной научной статьей, так и любопытным художественным произведением, но она никогда не будет масонской зодческой! Поэтому писать масонские зодческие можно и нужно лишь в особом состоянии духа, в момент, когда нет ничего важнее на свете, чем выразить исходящие из самого сердца мысли и чувства.

Каждую зодческую надо писать в таком состоянии, в каком пишут предложение о браке любимой женщине, письмо с просьбой о прощении оскорбленному близкому человеку, поздравление близкому другу с самым большим праздником в его жизни, завещание о собственной смерти... Во всех этих случаях должна быть крайняя степень заинтересованности в точности и уместности произнесенных слов, должно быть ощущение особого момента в жизни, когда нельзя быть неискренним, черствым, пустым, ненастоящим, не самим-собой. Без выполнения таких условий зодческая не сможет стать тем строительным раствором, который соединит камни в возводимом здании Храма и укрепит их кладку, тем живительным огнем, который зажжет в этом Храме светочи и не даст им погаснуть.

Первая формальная зодческая в жизни каждого масона - это то завещание, которое он пишет в кабинете размышлений перед своим посвящением в ученики. Сжигая его (каким бы проникновенным, умным и красочным слогом оно не было написано), братья показывают несовершенство аспиранта, поскольку если этого не сделать и признать его совершенным, то ему нечего делать в масонстве, некуда расти, нечему учиться... Так, буддистские монахи уничтожают свои мандалы, над которыми им пришлось потрудиться и в которые было вложено столько сил и энергии, - уничтожают их для того, чтобы проводимый ими ритуал, действительно, состоялся.

Оригинальность зодческой сводится к тому, чтобы по ней можно было узнать брата, понять, что именно он - ее автор. В идеале брат, который уже получил степень мастера, должен быть узнаваем во всех своих зодческих, старых и новых, так, что ознакомившись с ними, все узнают конкретную руку строителя по особенностям его зодческого искусства. Чтобы это произошло, зодческие должны отражать личный духовный опыт брата, а личный опыт - всегда уникален и неповторим, даже если со стороны кому-то сперва может показаться, что он очень похож чей-то другой опыт, давно записанный, истолкованный и усвоенный.

О каком личном духовном опыте идет речь? О том самом, который не позволяет воспринимать масонство как какую-то побочную часть своей магистральной жизни, а принадлежность к Братству ограничивать принадлежностью к конкретной физической Ложе или одной из мировых юрисдикций. Это еще одно искушение почти всякого масона - изоляционизм, слишком сильная привязанность к конкретной физической Ложе, забвение истины о том, что все люди Земли суть братья друг другу, а юридическое масонство - лишь ничто иное, как временная школа братства. Разделение на профанов и масонов происходит не юридически и не формально, а в духе и в усвоении истины о том, что братом может быть абсолютно любой человек, независимо от его принадлежности к формальному масонству, - лишь бы он был свободен и добрых нравов. Храм также не ограничивается помещениями родной или дружественной Лож, но таковым может являться любое место и помещение, если в нем есть хотя бы один настоящий строитель, сохраняющий в своей душе знание об устройстве таинственного Храма Природы, возвышенного космического Храма Великого Архитектора Вселенной. Свой Храм мы должны всегда носить внутри себя.

Эзотерическая истина гласит: когда будет готов ученик - появится и учитель. Не надо сокрушаться о собственном несовершенстве (как, впрочем, и гордиться своими достижениями), но когда придет момент - будет задан нужный вопрос и будет оказана помощь в поиске ответа на него. Нужно лишь довериться внутреннему голосу и опознать вестников, согласовать и гармонизировать свою собственную жизнь как единое и неделимое целое на всех уровнях бытия, воспринимать масонство как образ жизни, а не как мужской клуб, посещаемый несколько раз в году, по выходным, для ощущения собственной важности и приятного времяпрепровождения.

Последний важный момент, на который я бы хотел обратить внимание, - это проблема неизбежной адаптации личного восприятия масонских истин для того, чтобы показать уровень своего мастерства Ложе. Подобно тому, как талантливому писателю, чтобы стать признаваемым и узнаваемым, надо порой написать целый ряд произведений, отдав им годы кропотливых трудов, так и масону нужно показать себя в самых разных зодческих, чтобы сформировать свой стиль и состояться в масонстве. Но говорить о вещах слишком прямо значит убивать и искажать их. К тому же такое слово наверняка не будет услышано и воспринято другими, оно никогда не вызовет столь необходимый для Храма резонанс.

В зодческой важны не только конкретика, относящаяся к собственной духовной жизни, но и определенное абстрагирование от своей самости, рассказ о себе и о своих переживаниях максимально отстраненно - как к фактам для размышления и строительному материалу, а не как к предмету для гордости и самолюбования. Найти и сохранить этот хрупкий баланс между конкретным и всеобщим, интимным и общественным, но при этом не мелочным и не эгоцентричным, не пустым и не слишком заумным, - это подлинно королевское искусство.

Хорошая зодческая должна создаваться как самое важное дело жизни в текущий момент времени; звучать как пронзительная мелодия, идущая из самой глубины души; восприниматься как потрясающая аллегория и картина, раскрывающая удивительный внутренний мир ее автора через различные символические образы; обсуждаться как обработанный камень, который будет задействован в строительстве общего Храма, то есть важно своевременно и точно определить где и в каком месте его будет лучше всего задействовать и как следует помочь представившему его каменщику встроить этот камень в общее здание.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
andrua_de_volve
Jun. 9th, 2014 02:46 pm (UTC)
Лев, поздравляю с великолепной зодческой работой! Читая ее, вспоминал все свои мысли и впечатления при выполнении работы. Все абсолютно верно.
lupusleo
Jun. 9th, 2014 05:03 pm (UTC)
Спасибо, дорогой Андрей!
remulis
Jun. 14th, 2014 05:27 pm (UTC)
Лб.Бр. Спрашиваю твоего разрешения поместить эту твою зодческую на форуме нашей ложи Моцарт 85 Т-А.
Уверен, что читать зту работу очень важно всем, а особенно - ученикам, но не уверен, что они не поленятся пройти по ссылке.
Кстати, ты ведь тоже участни нашего форума.
Добро пожаловать.
lupusleo
Jun. 14th, 2014 07:57 pm (UTC)
Дорогой брат, конечно, можешь разместить этот текст на вашем форуме. Спасибо за добрые слова!
remulis
Jun. 15th, 2014 05:31 pm (UTC)
Спасибо. Сделал. Нет, серьёзно, заходи к нам.Форум, увы, маленький, много времени у тебя не отнимет.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner